Правовое регулирование 

О правах потребителя.


ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9 января 2002 г. № 90-З


Потребитель — гражданин (граждане), имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребитель имеет право на:

1) освещение в области защиты прав потребителей;
2) своевременную необходимую и достоверную информацию о товарах (работ, услуг) и об их изготовителях (продавцах);
3) свободный выбор товаров;
4) безопасность и надлежащее качество;
5) возмещение убытков, причиненных вследствие недостатков товара (работ, услуг), а также недостаточной и недостоверной информации о товаре, нарушения права на свободный выбор товара.


Защита прав потребителей. Куда обратиться за помощью.

Государство обеспечивает покупателям защиту их законных интересов через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции, а также суд.
Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.


Государственные органы по защите прав потребителей:

  • Министерство торговли - республиканский орган по защите прав потребителей;
  • управления (отделы) торговли и услуг облисполкомов;
  • отдел защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минского горисполкома;
  • уполномоченные по защите прав потребителей в рай (гор)исполкомах.



Обращение с животными является важной стороной жизнедеятельности человека. Характер отношений с животными отражается на моральной, социальной, экологической и экономической сторонах жизни общества. Низкая культура обращения с животными, жестокость по отношению к ним отрицательно влияют на нравственное воспитание молодежи, оскорбляют чувства граждан, наносят многим из них моральный ущерб.

Важным направлением государственной политики многих цивилизованных стран является защита животных от жестокого обращения. 182 государства, в том числе Республика Беларусь, входят в состав Всемирной организации по охране здоровья животных, которая является межправительственной организацией, отвечающей за улучшение здоровья животных во всем мире.

В настоящее время в Республике Беларусь вопросы содержания, защиты животных от жестокого обращения урегулированы:

— Гражданским кодексом Республики Беларусь;
— Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях;
— Уголовным кодексом Республики Беларусь;
— Законом Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 161−3 «О ветеринарной деятельности».

Статьей 242 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными законодательством правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора — судом.
Национальным законодательством урегулированы вопросы ответственности в сфере обращения с животными.

Нарушение правил содержания животных влечет ответственность по статье 16.30 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в виде штрафа. Если такие действия повлекли причинение вреда здоровью людей или имуществу, то виновное лицо может быть подвергнуто аресту.

За жестокое обращение с животными в Республике Беларусь предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Согласно статье 16.29 КоАП «Жестокое обращение с животным или избавление от животного»:

1. Жестокое обращение с животным (за исключением истязания животного), не повлекшее его гибели или увечья, — влечет наложение штрафа в размере до пятнадцати базовых величин.
2. Избавление от животного — влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
3. Жестокое обращение с животным, выразившееся в истязании животного либо повлекшее его гибель или увечье, — влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Примечание.
1. Под жестоким обращением с животным в настоящей статье понимаются истязание животного, нанесение ему телесных повреждений, натравливание животных друг на друга, иные действия (бездействие), влекущие причинение вреда здоровью животных, в том числе травмы и увечья, или гибель животных (за исключением случаев использования животных в научном эксперименте или опыте, доклиническом исследовании лекарственных средств, биологическом тестировании, образовательном процессе, производстве биологических препаратов, иных случаев, предусмотренных законодательством), а также нарушение условий содержания животных в соответствии с зоотехническими, зоогигиеническими и ветеринарно-санитарными правилами, приводящее к истощению организма животных.
2. Под истязанием животных в настоящей статье понимается умышленное причинение продолжительной боли или мучений путем систематического нанесения побоев, сечения, удушения, связывания конечностей и иными способами.
3. Под избавлением от животного в настоящей статье понимается прекращение содержания животных без передачи их новым владельцам либо сдачи в пункт временного содержания животных, приют для животных, а также если в случае пропажи зарегистрированных собак и кошек их владельцы в течение трех суток не подали заявление о пропаже этих животных в организацию, осуществляющую регистрацию собак и кошек.

Согласно ст. 339−1. Уголовного кодекса Республики Беларусь «Жестокое обращение с животным»:

1. Жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, совершенное из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений либо в присутствии заведомо малолетнего, — наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом.
2. То же действие, совершенное повторно либо группой лиц, — наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Будьте добрее к животным, и вы сделаете этот мир намного лучше!


Статья 339−1. Жестокое обращение с животными. Комментарий


Статья 339−1 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за жестокое обращение с животными и регламентированы следующим образом.

1. Жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, совершенное из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений либо в присутствии заведомо малолетнего, — наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом.

2. То же действие, совершенное повторно либо группой лиц, — наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.


Комментарий к статье 339−1

1. Объект преступления. Непосредственным объектом преступления является общественная нравственность в сфере гуманного обращения с животными. Под гуманным обращением с животными понимается взаимодействие человека с животными в рамках общепринятых этических ценностей, построенное на основе понимания животных как чувствующих существ, способных испытывать боль и страх. Соответственно указанный специфический признак животного (способность испытывать боль и страх) в доктрине уголовного права рассматривается как одно из оснований криминализации жестокого обращения с животными.

Дополнительным объектом исходя из положений ст. 137 Гражданского кодекса Республики Беларусь являются отношения собственности. Так, согласно указанной статье к животным применяются правила об имуществе, если иное не установлено законодательством и не вытекает из особенностей животных как объекта гражданского права. При этом пределы реализации права собственности над животными ограничены их особым статусом, в связи с чем не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.

Также дополнительным объектом рассматриваемого преступления могут являться общественные отношения, охраняющие нормальное нравственное и физическое развитие малолетних.

Предметом преступления исходя из прямого толкования диспозиции ст. 339−1 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) являются животные. Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 02.07.2010 N 161-З «О ветеринарной деятельности» под животными понимаются млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые, моллюски, черви и другие организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, способные к активному передвижению, жизнедеятельность которых обеспечивается пищеварительной, выделительной, дыхательной и нервной системами. Данная дефиниция, несмотря на указание наличия у животных нервной системы, является достаточно общей и не позволяет в полной мере уяснить признаки, на основании которых организм животного происхождения будет оцениваться как предмет преступления, предусмотренного статьей 339−1 УК. На основании вышеизложенного полагаем целесообразным присоединиться к установившейся в литературе точке зрения, согласно которой при определении животного как предмета преступления следует исходить из способности живого организма, обладающего нервной системой, ощущать боль и страх, внешняя форма выражения которых оскорбляет общественную нравственность.

2. Объективная сторона преступления заключается в совершении действий (бездействии), состоящих в жестоком обращении с животными. В национальном законодательстве содержание оценочного термина «жестокое обращение» раскрыто только в отношении диких животных. Так, согласно п. 19 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 N 257-З «О животном мире» (далее — Закон о животном мире) под жестоким обращением с дикими животными понимается добыча диких животных, находящихся в бедственном положении, разрушение мест обитания диких животных, за исключением случаев, предусмотренных Законом о животном мире и иными законодательными актами, побои, истязание диких животных и иные действия (бездействие), противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным.

Модельный закон «Об обращении с животными», принятый постановлением Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств N 29−17 (принято в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007) (далее — модельный закон), под жестоким обращением понимает побои, истязания, разрушение мест обитания, нарушение зоотехнических, зоогигиенических, ветеринарно-санитарных норм и правил, иное действие (бездействие), влекущие за собой увечье, травму, истощение от длительного голодания или гибель животных, жестокое умерщвление животных, а также иные действия, противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным. Жестокое умерщвление согласно ст. 1 модельного закона представляет собой умерщвление животных без применения предназначенных для этого ветеринарных препаратов (в том числе наркотических), зарегистрированных в государстве, иными физическими или химическими способами, не предотвращающими страх и боль.


В целом из представленных дефиниций можно сделать вывод, что рассматриваемое преступление может быть осуществлено путем действия в виде побоев, истязаний, причинения телесных повреждений животному, натравливания животных, организации боев, тренировок, сопряженных с мучением, иных бесчеловечных способов воздействия.

Бездействие может быть реализовано путем лишения пищи и воды, содержания (оставления) в неподходящих для данного вида животных условиях.

2.1. Обязательным признаком объективной стороны являются последствия в виде гибели или увечья животного.

Определение термина «увечье» в национальном законодательстве отсутствует. В справочной литературе под увечьем понимается вид тяжкого телесного повреждения, которое наносит ущерб внешнему виду или функциям живого организма либо приводит к его смерти.

Таким образом, под увечьем животного следует понимать причинение ему телесных повреждений, в том числе опасных для его жизни либо повлекших потерю органа животного или утрату его функций (например, зрения либо слуха), психическое расстройство. В научной литературе указывается, что в результате побоев у животного в качестве поведенческого стереотипа закрепляется дисфункция поведения в определенной ситуации либо при появлении конкретного внешнего раздражителя. Так, например, животное, которое избивал владелец в состоянии алкогольного опьянения, может в последующем проявлять немотивированную агрессию в отношении иных лиц, находящихся в таком состоянии, либо при приближении лица мужского пола выражать признаки страха и паники. Психические расстройства у животных влекут невозможность применения их для племенного разведения и служебных целей, в связи с этим могут рассматриваться как причинение существенного ущерба имуществу. Вместе с тем оценка подобного ущерба затруднена.

2.2. По делам, связанным с жестоким обращением с животными, необходимо устанавливать причинную связь между деянием и наступившими последствиями в виде гибели животного или его увечья путем назначения соответствующих экспертных исследований. В том числе необходимо выяснять, не вызваны ли такие последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения правил обращения с животными, а также не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (например, в целях обеспечения защиты жизни и здоровья гражданина или третьих лиц).

2.3. Альтернативно-обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления выступает обстановка его совершения. Акт жестокого обращения с животным умышленно совершается в присутствии лица, заведомо для виновного не достигшего возраста четырнадцати лет. При этом присутствие малолетнего при совершении преступных деяний и осознание его возраста должно охватываться умыслом виновного.

В случае совершения рассматриваемого преступления в присутствии малолетнего тяжелые переживания, душевные и нравственные страдания последнего, связанные с присутствием при жестком обращении с животным, могут рассматриваться как моральный вред.

3. Субъективная сторона. Виновный осознает факт жестокого обращения с животными, предвидит гибель животного или возможность причинения увечья и желает (прямой умысел) либо допускает (косвенный умысел) наступление данных последствий.

Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является наличие указанных в законе мотивов.

Под хулиганскими побуждениями понимаются мотивы, выражающиеся в стремлении виновного лица проявить явное неуважение к обществу и продемонстрировать пренебрежение к общепринятым правилам общежития. При совершении преступных деяний из хулиганских побуждений имеет место демонстративное проявление жестокости.

Корыстные побуждения заключаются в стремлении получить материальную выгоду, избавить себя или других лиц от материальных затрат.

Иные низменные побуждения характеризуются очевидной несовместимостью с базовыми нравственными ценностями общества и могут быть связаны с завистью, желанием отомстить, стремлением использовать животное в сексуальных, ритуальных целях либо для проведения каких-либо медицинских экспериментов, использовать его органы или ткани для каких-либо нужд. Иные низменные побуждения.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

5. Обстоятельствами, влекущими повышенную ответственность (ч. 2 ст. 339−1 УК), являются:

повторность. По признаку повторности квалифицируются действия виновного, ранее совершившего уголовно наказуемое жестокое обращение с животными, независимо от осуждения его за предыдущее преступление, за исключением случаев, когда ко дню совершения нового деяния у виновного была снята или погашена судимость либо истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за предыдущее преступление;
совершение преступления в виде жестокого обращения с животными группой лиц.